А
А
А

Основная сцена

Ломоносовский проспект, 17
+7 495 930-70-49

Малая сцена

Кооперативная 4, стр. 15
+7 499 245-62-84
Версия для слабовидящих
Купить билет

О героизме юных военных радисток

Источник: «RUSNEWSDAY» (Информационное обозрение «РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ») 
Ссылка: http://rusnewsday.ru/index.php/kultura/item/6971-do-vojny-my-zhili-v-leningrade

Наконец-то начался новый театральный сезон – и в Московском драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна продолжились «Театральные среды». Весной из-за «ковидных» запретов произошло торможение. Но теперь разворачиваются вовсю..

О героизме юных военных радисток

Что составит программу «Театральных сред» на Малой сцене театра? Будут идти читки пьес современных российских драматургов, творческие вечера известных современных деятелей культуры и искусства, дипломные спектакли выпускников театральных вузов, экспериментальные показы спектаклей и эскизов и даже модные дефиле. И непременно программа каждой театральной среды будет включать обсуждение увиденного и дискуссию, в которой примут участие и зрители, и приглашенные специалисты театра, и критики, и участники действа, и его создатели.  Мнения и суждения на этих обсуждениях высказываются не порой противоположные по взглядам и оценкам, нередко весьма нелицеприятные… но критика всегда доброжелательна, а советы, как правило, вдумчивы и не поверхностны.

Программу читок-показов пьес в «Театральных средах» продолжает совместный проект Театра под руководством А. Джигарханяна и РОО «Гильдия драматургов России» - читки военных пьес членов Гильдии. Итак, в среду, 16 сентября на Малой сцене театра (Кооперативная ул., д.4, стр.15) состоялась театрализованная читка-показ пьесы Елены Радченко (члена секретариата «Гильдии драматургов России») - «До войны мы жили в Ленинграде».

Вечер открыл драматург Николай Железняк - куратор проекта «Театральная среда» театра А. Джигарханяна, руководитель литературно-драматической части театра. Он кратко обрисовал особенности и характер проекта и его ближайшие показы.

И на сцену вышли артистки. Да, в спектакле (во всяком случае, в нынешней версии), нет мужских ролей. Однако, спектакль про войну. Хрестоматийной стала уже фраза, что «у войны не женское лицо». Не женское это дело – воевать. Это многократно заявлено, но тема-то, по большому счету, не осмыслена. Не поднята тема переживаний женщины на войне, тем более женщины – участницы сражений. Ну, а если и поднята, то во многом так и не раскрыта.

А тут… Одна из радисток написала заявление в военкомат в надежде встретить полюбившегося парня, одна – из желания приключений. А одна девушка (очень религиозная, детдомовская, из репрессированной семьи) пошла добровольцем на войну и освоила специальность радистка, чтобы ее не преследовало «клеймо» дочери репрессированных родителей.

Три радистки получают задание на вылет в тыл немецких войск как раз в Новый год, в самом начале наступающего 1942 года.. Двое погибают очень скоро после вылета и начала действий в тылу врага. Может быть, третья радистка останется жить – ее последнее сообщение о том, что нужны медикаменты… Остается жить и их командир, старшина радисток, которая сначала вручила им подарки на Новый Год от командования, а потом зачитала приказ об отправке к партизанам в тыл немцев.

Но и она после войны не сумеет носить красивую одежду и обувь и нравиться мужчинам. Что-то в ее женском сердце перегорит. Так одна и останется. Война, она бесследно не проходит. Ломается что-то в душе, когда так вот на Новый Год вручаешь подарки от командования и отдаешь приказ о вылете в страшную неизвестность боевых действий. А потом получаешь радиограммы о том, что окруженные девчонки выполняют приказ: уничтожить рации и не сдаваться живыми, избегая возможного плена.

Елена Радченко подняла сочень сложную тему о женщинах на войне. Удивление вызывает точность и незатертость бытовых зарисовок. После спектакля автор рассказала, что пьеса родилась, поскольку ей в руки достались дневниковые записи женщины-радистки, которую забросили в партизанский отряд. Дневниковые записи участница военных событий сделала позже, когда после войны жила под Ленинградом, осталась одна, да так в одиночестве и закончила свою жизнь. Помимо этого Елена встречалась и с одной из оставшейся в живых героинь тех грозных времен. Фактически пьеса написана на документальном материале.

Режиссер Лариса Крупина, сопроводив действо на сцене показом документальной хроники военных лет на большом экране. сумела поставить пронзительный показ-читку. Многими в зале он воспринимался как настоящий спектакль – хотя актрисы  были в обычной современной одежде и с текстами ролей в руках. Так что в зале люди плакали, проживая короткую жизнь девушек. Да, спектакль можно доделывать, может быть, дорассказать о жизни героинь, придать их судьбам больший объем.

Обсуждение увиденного вела драматург и режиссер Наталья Шор, первый секретарь Гильдии драматургов России. Дискуссия в зале получилась острой. А как же без этого? Люди были взволнованны.

Темпераментно и заинтересованно выступили первый секретарь Союза российский писателей Светлана Василенко, режиссер Михаил Егоров, драматург Михаил Загот (член Гильдии), поэтесса Ольга Харламова. журналист Татьяна Медведева (член Гильдии), драматург Гасан Салихов, член секретариата Гильдии и многие другие. Не менее ярко и взволновано включились в дискуссию и режиссер Лариса Крупина, и актрисы – Мария Железнова, Анна Ефремова, Светлана Чигрина, Надежда Филиппова, Алсу Сулейманова.

    

Но общение не закончилось с «официальным» завершением дискуссии. Еще долго мнения и споры продолжались «кулуарно», в них, кстати, активное участие приняли театральный критик и театральный блогер Алексей Битов (член правления Гильдии),  критик и драматург Валерий Бегунов (член секретариата Гильдии), драматург и переводчик Виктор Денисов.

Один из итогов этого обсуждения: формат спектакля и тема будут понятны и доступны молодому поколению, которое сможет прикоснуться к истории нашей страны и примерам героизма обыкновенных людей.

     

Автор: Андрей Юрков



Другие события