А
А
А

Основная сцена

Ломоносовский проспект, 17
+7 495 930-70-49

Малая сцена

Кооперативная 4, стр. 15
+7 499 245-62-84
Версия для слабовидящих
Купить билет

О военных подвигах – и не только о них

Источник: Литературно-публицистический просветительский Журнал «Клаузура» 
Ссылка: https://klauzura.ru/2020/10/o-voennyh-podvigah-i-ne-tolko-o-nih/

В свое время в Московском драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна была открыта новая программа общения театра со зрителями, драматургами, режиссерами. Назвали ее «Театральная среда». Проходит она на Малой сцене театра и включает в себя разнообразные сценические проекты. Это читки пьес современных российских драматургов, дипломные спектакли выпускников театральных вузов и даже мини-конкурсы этих постановок (приз и главная награда – включение лучших из этих постановок в репертуар театра). А ещё «Театральная среда» — творческие вечера известных современных деятелей искусства и культуры, эскизы спектаклей, экспериментальные сценические действа и даже дефиле мод. Каждая «Театральная среда» завершается обсуждение увиденного, в котором участвуют и зрители, и приглашенные специалисты сцены, и критики, и участники действа, и его создатели.

Весной нынешнего года в рамках этой программы был создан совместный проект театра под руководством Армена Джигарханяна и РОО «Гильдия драматургов России» — читки-показы на Малой сцене театра пьес драматургов, членов Гильдии. Куратором проекта стал драматург Николай Железняк, руководитель литературно-драматической части театра (он же – куратор программы «Театральная среда»). А от Гильдии куратором совместного проекта стала драматург и режиссер Наталья Шор, первый секретарь «Гильдии драматургов России».

Читка пьесы Е. Радченко

В год 75-летия Великой Победы и окончания Второй мировой войны первую часть этого проекта должны были составить читки-показы военных пьес. Но из-за ситуации в связи с пандемией зловредного вируса этот совместный проект театра и Гильдии был перенесен в интернет. («Клаузура» писала об этом и опубликовала пьесу, которая начинала читки-онлайн.)
С началом нового театрального сезон продолжились и «Театральные среды». Они вернулись на Малую сцену. И вернулся на неё совместный проект театра и Гильдии — читки военных пьес членов Гильдии. 16 сентября на Малой сцене театра прошла театрализованная читка-показ «До войны мы жили в Ленинграде» пьесы Елены Радченко (члена секретариата «Гильдии драматургов России»). 

Постановщик Лариса Крупина обошлась предельно лаконичными средствами. Пять стульев и экран над ними. Судьбы пяти героинь пьесы  рассказывают-проживают пять актрис. Начинаются события в канун 1942 года. В первые же новогодние дни трех радисток (их играют Светлана Чигрина, Надежда Филиппова, Алсу Сулейманова) отправляют за линию фронта, к нашим войсковым частям, которые не дают гитлеровцам прорвать блокаду, сражаясь почти что в окружении. В роли старшины отделения – Мария Железнова. Еще один персонаж — староста хора пионеров (Анна Ефремова). Не случайно: героини в новогодние дни, получая подарки, скудные по блокадному времени, но оттого еще более трогательные и дорогие, — вспоминают свою ленинградскую довоенную жизнь. А на экране демонстрируются кадры военной и блокадной кинохроники и популярных в то время боевых киносборников. Кто-то из радисток погибает. Кто-то, возможно, останется в живых. Останется в живых и старшина радисток. Но после войны не сумела она обрести женское счастье, будто обгорела на войне. Даже красивые наряды не сумела носить. И написала в своих дневниках о тех, кто служил под ее началом. Собственно, пьеса – это как бы и есть содержание ее дневника… Режиссер Лариса Крупина, вслед за пьесой, сценически, постановочно столкнув реалии мирной и военной жизни, мечты героинь и итог их военных судеб, сложила пронзительное действо. А молодые актрисы проникновенно и тонко раскрыли судьбы и характеры своих героинь.

Елена Радченко живет в Петербурге. Она прекрасно знает и свой город, и историю блокады Ленинграда. Режиссер Лариса Крупина училась в Ленинграде (Петербурге). Может, поэтому с первых минут показа возникает ощущение, что не только текст пьесы, но все действо пропитано духом Северной Пальмиры… 

И тут надо сказать вот о чем. Практически все военные пьесы этого совместного проекта Гильдии и театра под руководством А. Джигарханяна — документальны в своей основе. Обобщенные образы персонажей, их военные судьбы, их фронтовые перипетии, сюжеты пьес сложились из бесед с ветеранами, их писем, воспоминаний, из изучения огромного количества документов тех лет. Елена Радченко в свое время беседовала с теми, кто стал прототипами ее героинь (хотя в самой пьесе нет реальных имен). Она рассказала, что ей в руки попали дневниковые записи женщины-радистки, которую забросили в партизанский отряд. Дневниковые воспоминания сделала после войны, когда жила под Ленинградом, одна, и в одиночестве завершилась ее жизнь. И эти дневники стали поводом и материалом для создания пьесы «До войны мы жили в Ленинграде». 

Таковы и пьесы, планируемые к следующим показам-читкам – они все рассказывают о реальных событиях судьбах, характерах.

Читка пьесы Е. Радченко: ОБСУЖДЕНИЕ

А в основе сюжета пьесы «Небесный парад Победы» Юрия Бутунина, режиссера, драматурга и журналиста, генерального директора Гильдии, читка-показ которой прошла 30-го сентября в рамках «Театральной среды» и совместного проекта Гильдии и театра (на его Малой сцене)  — судьба Алексея Сергеевича Бутунина, отца автора пьесы.

Читка пьесы Е. Радченко: ОБСУЖДЕНИЕ

В руках режиссера-постановщика читки-показа Ларисы Крупиной и её актеров оказался сложный материал. Кроме судьбы своего отца, автор включил в сюжет и судьбу девушки – фронтовой санитарки, и судьбы других участников войны. Но автор пьесы следовал не буквальному изложению событий и перипетий жизни конкретных людей. Образы в пьесы обобщенные. Поэтому там нет имен и фамилий. Многое из того, что в документах и воспоминаниях других ветеранов нашел и узнал автор, он включил в сюжет пьесы. Но сложность этого текста еще и вот в чем. В том, что называется инверсией времени. Начинаются события в наши дни. А потом перекидываются в годы войны. И вновь возвращаются в наше время. Создавая это сложное переплетение времен (которое, между прочим, свойственно нашей памяти), автор предложил такой ход: современных персонажей и героев военной поры должны играть одни и те же актеры. То есть, современные люди как бы открывают в себе память о героических деяниях предков. И погружаясь в эту память, тем самым воздают должное подвигам участников Великой Отечественной войны.

Постановщик Лариса Крупина и актеры достойно справились со сложной задачей.

Автор: Валерий Бегунов

Другие события