А
А
А

Основная сцена

Ломоносовский проспект, 17
+7 495 930-70-49

Малая сцена

Кооперативная 4, стр. 15
+7 499 245-62-84
Версия для слабовидящих
Купить билет

Премьера «Доктор» по пьесе Елены Исаевой

Источник: «RUSNEWSDAY» (Информационное обозрение «РЕАЛЬНАЯ РОССИЯ»)
Ссылка: rusnewsday.ru/index.php/kultura/item/5607

«Доктор». Малая сцена московского театра п/р Армена Джигарханяна

Черная стена-задник. Чем-то напоминает старую, потертую классную доску. И, как на классной доске, на стене кривовато и крупно начертано мелом: «Dок.Тор». И ниже, одно под другим: «Сила притяжения… Камызяк… Философская история…Своё кладбище… Счастье… Катастрофа… Пьян как хирург…» Вот и вся декорация (художник спектакля Михаил Жигульский).

А что? Жизнь и есть нечто вроде внешкольного класса. Или какая-то вот такая всеобщая и всеохватная школа. И учит, учит, учит нас собою повсеместно и повсюдно. А те надписи мелом, в кривой столбик, на черной стене – как задания. Названия тем уроков, которые преподносит жизнь. Уроки – и в то же время контрольные задания. Неожиданные. Не по правилам. Не те, что ожидаются.

А вот и он, ученик. Молодой человек в джинсах и сером свитерке. Скромно присел в углу, сбоку сцены. И тихонько, неброско повел рассказ о себе – о молодом враче-интерне, закинутом по распределению в несусветную глушь. К своему первому месту врачебной работы. Так началось его докторское служение провинциального хирурга Андрея. И так начинается спектакль молодого режиссера Евгении Таныгиной по пьесе Елены Исаевой.

И эта пьеса создавалась Еленой на основе принципов документального театра – «вербатима». Но, кроме общения с профессиональным врачом, кроме изучения материалов и реалий, в основу пьесы легли и ходячие врачебные байки, почти анекдоты. Но в них - концентрированный, до предела сгущеный образ того, с чем приходится сталкиваться практикующему врачу. Конечно, явный отсыл и к знаменитому тексту Михаила Булгакова. И нечто родственное мотивам чеховский историй о врачах и больных. Но, видимо, это вечные глубинные конфликты и ситуации, корнево присущие медицинско-лечебной сфере и неизбывные, несмотря на все научные и технические прогрессы, достижения и перемены. Ведь перед нами история жизни и становления хирурга Андрея, потомственного врача в каком-то там поколении, у него и отец известнейший в городе хирург, и чуть ли не все родственники в семье – врачи. Понятие врачебной чести впитано им еще «до рождения». И жизнь перед ним, как перед каждым честным врачом-профи ставит вечную и неразрешимую проблему. Как бы ни был человечески ответственен, как бы ни был профессионально талантлив и умел, но врач – не господь бог, и врачебное искусство не всесильно. Но спасть надо все равно. И пьяницу, которого переехал собственный трактор, и жертву ревности, и собственной глупости, и безнадежного больного. И чудеса иногда случаются. И они – рукотворны.

Для того, чтобы захватывающе и буквально сногсшибательно рассказать за полтора часа эту историю, режиссеру понадобились три актера: Александр Багрянцев (хирург Андрей), в черных брюках и майках - Надежда Филиппова и Станислав Буров (они и медперсонал, и врачи, и больные, и роженицы, и водители) - и семь медицинских каталок. Ну, и парочка-другая простынь. Каталки белые. Потому, поставленные на попа, превращаются в стенд для написания формул и схем. Они же, эти каталки, - и медицинский вертолет, и больничные койки, и операционные столы, и автомобиль скорой помощи – разбитый донельзя драндулет.

А когда эти каталки на переднем плане составляется в ряд, на средней распластался - больного на грани ухода (Станислав Буров), а хирург Андрей и ассистирующая медсестра (Надежда Филиппова) двигают этот ряд качалок в глубину сцены… а качалки разъезжаются, а актеры их выравнивают, отбрасываю крайние одну за другой… это очень сильный, точный, ёмкий и эмоциональный образ того, как врачи борются с веременем и судьбой, удерживая больного на грани и стараясь успеть за считанные, улетающие мгновения, сделать все процедуры, которые необходимы. И они успевают! При этом этот очень ясный по смыслу, но почти цирковой трюк выполнен эффектно, темпераментно, ловко и очень зрелищен.

И вот так построен весь спектакль. Каждый эпизод – эффектное трюковое, игровое сценическое «приключение». Причем, точно выстроенное, соответствующее смыслу происходящего и ситуации. Невероятно увлекательное и смешное по внешнему рисунку – но открывающее, через комизм ситуации и комизм «выкручивания из нее», драматическую, а то и трагедийную сущность ситуации. И бытовая нескладуха, преодолеваемая ради победы профессии и знаний во имя спасения человека, поднимается до философски бытийного знакового события о жертвенности, мужестве, упорстве, небанальности истинного мастерства  и таланте.

При этом режиссеру Евгении Таныгиной и актерам удается соединить в пластическом рисунке каждого эпизода условность, почти формотворческую абстрактность – с точной узнаваемостью житейских реалий. И здесь необходимо отметить прекрасную, в тандеме с постановщиком и актерами, работу молодого, но очень зрелого режиссера по пластике Доржи Галсанова. Условный небытовой жест. Работа без предмета – так точно и узнаваемо, что мы въяве «видим» то, чего на самом деле перед нами нет и чего нет в руках артистов.

Вот, скажем, срочная перевозка больного. Багрянцев (Андрей) и Буров (шофер) вспрыгивают, свесив ноги, на качалку, развернутую поперек сцены. За их спинами навзничь ложится Филиппова, забросив вывернутую немыслимым образом ногу на локоть хирургу. Они подскакивают в общем ритме на каталке, «больной» вскидывается, «шофер» выгибается на сторону, «хирург», не выпуская ногу больного, что-то перехватывает у шофера… А мы ясно видим… ощущаем!.. как прыгает и виляет на бешеной скорости драндулет по разбитой дороге. Как темпераментный шоферюга высовывается в окно и орет на встречных водителей, мешающих ему, и бросает руль. А хирург одной рукой перехватывает руль и рулит сам, другой рукой удерживает, за травмированную ногу, на сиденье больного.

Это невероятно смешно!. И столь же невероятно трогательно и трагично. И нам так хочется, чтобы они успели и победили! И когда «скачка» прекращается, больного счастливо довозят до больницы и сгружают с каталки – зал счастливо смеется и разражается бурными восторженными аплодисментами. И так происходит не раз за время недлинного, в сущности, но невероятно плотного и насыщенного захватывающими сценическими событиями действа.   

В простом по форме, но сложном по внутреннему строю спектакле -  отличные актерские работы молодых артистов Надежды Филипповой и Станислава Бурова. Они прекрасно существуют в сложном сплаве представленческого театра, условно-трюкового действа – с психологически точным существованием в образе. В разных образах. Потому что им надо переключаться по ходу событий из облика одного персонажа в другого, работая на точных знаковых нюансах, в очень лаконичной, но сценически броской манере.

И, безусловно, стержень спектакля, образ, на котором замыкаются все смысловые линии и который движет собою всю интригу, и он же - её главный герой, центр и смысл – хирург Андрей в прекрасном исполнении Александра Багрянцева. Актер в возрасте своего персонажа-рассказчика, уже вполне взрослого и умудренного. Но вначале мы видим именно молодого начинающего специалиста. И на наших глазах происходит его взросление, смена его возрастов, обретение мудрости, даваемой опытом. Актер, нигде не педалируя и не пережимая, но со скрытым мощным темпераментом, показывает, как взрослеет молодой человек, как раскрывается его талант и как этот талант воспитывается «своего носителя», преображает его. И в финале – сильный мужчина, способный выстоять в любых испытаниях. Потомственный врач, принимающий жизнь и судьбу такими, каковы они есть и как складываются. Но не теряющий оптимизма и неустанно борющийся со все новыми житейскими неурядицами.

Молодой, начинающий по сути, режиссер Евгения Таныгина проявила и яркое зрелое владение профессией и ремеслом, и точное, по-взрослому зрелое понимание жизни и людей, и умение выразить глубоки и серьезные вещи в очень яркой, продуманной, сложной и увлекательной художественной форме.

Вообще-то материал этой пьесы Елены Исаевой, по сути, дал возможность молодому, начинающему мастеру Елене Таныгиной рассказать, опосредованно, и о себе - о пути и становлении любого начинающего специалиста, которого талант, интуиция, знания, приобретаемый опыт превращают в настоящего профессионала.

Эскиз этой работы на прошедшей в театре осенью прошлого года режиссерской лаборатории жюри признана лучшим, худсовет рекомендовал егодля реализации в полноценный спектакль. И вот теперь он украсил собою репертуар Малой сцены театра п/р А. Б. Джигарханяна.

Автор: Валерий Бегунов, театральный критик

Другие события