А
А
А

Основная сцена

Ломоносовский проспект, 17
+7 495 930-70-49

Малая сцена

Кооперативная 4, стр. 15
+7 499 245-62-84
Версия для слабовидящих
Купить билет

Россия, которую мы осознали

Источник: Электронный литературный журнал «Лиterraтура»
Ссылка: http://literratura.org/issue_criticism/4055

Новый спектакль театра под руководством Армена Джигарханяна «Дни Турбиных» — в высшей степени режиссёрская работа. Даже текст пьесы Михаила Булгакова был использован в этой постановке не полностью. Концепция спектакля — показать ужасы гражданской войны на примере семьи Турбиных. Как говорили раньше, «семья — ячейка общества». Понимание происходящего приходит к героям спектакля не сразу. Поначалу кажется — ничего страшного, всё постепенно образуется. И будет как раньше. Оптимизм — не всегда хороший советчик людям. Но как выжить в войне без оптимизма? Сегодняшний зритель — он не за белых и не за красных. Он понимает: смута — нехорошо для всех.

Дни Турбиных — «киевская» пьеса Михаила Булгакова. Я очень люблю этот старинный город на берегу Днепра. Город-красавец переходит в спектакле Дмитрия Ефремова из рук в руки, и белогвардейцы даже не являются претендентом на трон номер один. То немцы, то Петлюра, то гетман... Белая гвардия только прислуживает гетману. Быть или не быть России — именно этот вопрос на кону. И Украина пока не мыслится как самостоятельная территориальная единица. На мой взгляд, режиссёр Дмитрий Ефремов обращается именно к этой пьесе Булгакова по той простой причине, что обстановка в современном мире наэлектризована гражданскими противостояниями в разных странах.

Сегодня гражданские волнения где-то далеко, а уже завтра они могут быть в твоей стране. Что-то своё найдут в «Днях Турбиных» и украинец, и белорус, и даже американец. То есть это не просто экскурс в наше прошлое. Это, увы, и наша современность, наша действительность. Пьеса Булгакова психологически трудна для исполнения. Сложно играть качели между надеждой и отчаянием (например, в сцене с тяжело раненным Николкой). И не могу сказать, что игра актёров везде на высоте, заданной великими предшественниками (эту пьесу играют без малого сто лет).

Хотя я видел только премьерный спектакль, и у актёров есть ещё время «довживаться» в свои сложные роли. Но самое трудное для исполнения в «Днях Турбиных» — то, что люди меняются на протяжении сценического времени. Год жизни идёт за два. Как это сыграть? Актёру Тимуру Тихомирову (Лариосик), на мой взгляд, это с блеском удалось. Его реплики в сочетании с талантливой, эмоциональной театральной игрой никого не оставляют равнодушными. Ведь театр — это, прежде всего, представление. «Мир как воля и представление», — говоря языком Шопенгауэра.

Режиссёр Дмитрий Ефремов придумал очень смешную сцену с неожиданно приехавшим в гости Лариосиком. У него постоянно падают из рук огромные тома книг, привезенные из Житомира. Но он не тушуется. Он ещё не понимает, что можно говорить в приличном обществе, а чего лучше не говорить. Он — сама непосредственность. Практически каждая реплика Лариона сопровождается смехом в зале. Именно этот, казалось бы, второстепенный персонаж задаёт тон всему спектаклю. Не забываем: Ларион — это сам юный Булгаков, несколько шаржированный автопортрет автора пьесы. Ларион — поэт, и, конечно же, он тотчас влюбляется в Елену Тальберг. Смешно ревнует её и к мужу, и к Шервинскому. На примере Лариосика понимаешь, что делает с людьми война. Она мальчиков в одночасье делает мужчинами. Война, в переносном смысле, лишает людей девственности. Она наглядно выявляет, кто есть кто, проверяет человека на прочность. Порой в мирное время сложно понять, плохой это человек или хороший, светлый или с червоточинкой. Но приходит война — и высветляет невидимое, проявляет человека как плёнку. Никто не любит войну и не призывает её на свою голову. Но она выстраивает иерархию смыслов. Война приходит как Командор, как истина. И спектакль театра Джигарханяна помогает нам увидеть истину.

Хочу отметить работу художника-постановщика Виктории Беспаловой. Четырехмерное пространство сцены символизирует стесненность жизненных обстоятельств, сопутствующих героям. Чтобы пройти в дом Турбиных, актёрам приходится сгибаться в три погибели и проходить через узкий лабиринт. Покуда герои спектакля в доме, они относительно свободны. Дом — последний оплот рушащегося старого мира. Над низким многогранником, через который герои пьесы попадают в дом, на плечиках висят шинели. Издали кажется, что это замаскированные виселицы. Сценография спектакля помогает создать тревожную атмосферу ожидания неизбежного.

Весь спектакль строится вокруг Елены Тальберг (Лана Крымова). Никого не обходит стороной скромное обаяние Елены. Мышлаевский (Ибрагим Гагиев) и Шервинский (Кирилл Анисимов) по-разному любят Елену. Оба — типичные плейбои, казановы. И в конце концов Шервинский добивается её руки. Но пьеса Булгакова, на мой взгляд, не о любви. Любовь — это просто спасательный круг среди моря трагизма.

«Дни Турбиных» — это ещё и спектакль о патриотизме.  «Народ не с нами» — весомый аргумент против эффективности белого движения в той гражданской. Должен сказать, что тема, кому мы отдаём предпочтение, белым или красным, всё время у нас актуальна. И приоритеты меняются. В начале и середине двадцатого века белые считались у нас в стране врагами народа. Такая односторонность оценки привела в конечном итоге к «реваншу» белых во время Горбачевской перестройки. Помните, какой бешеной популярностью пользовалась песня про поручика Голицына? А сейчас, на мой взгляд, у нас начинается завершающая стадия переосмысления той гражданской войны. Мы уже в равной степени не приемлем расшатывание мира как со стороны белых, так и со стороны красных. И спектакль Ефремова в театре Джигарханяна нам очень в этом помогает.

Сама булгаковская пьеса об интеллигенции и революции, преобразованная из романа «Белая гвардия», полемична. Полемичность, безусловно, альтернативна безапелляционности. Странно, но за пьесу ратовал сам «кровавый» Сталин. Ему понравилось, что белогвардейцы признали в ней свою историческую обречённость.

В чем же основная полемичность пьесы? Автор не лепит из белой гвардии образ врага, рисуя их милыми, добропорядочными людьми, трепетно относящимися к офицерской чести и к своей родине. Своеобразным контрапунктом к положительным героям пьесы выведен Тальберг, муж Елены (блестящая роль Алексея Лапшина). Вот у него как раз проблемы с честью и доблестью. Но лучше уж, на мой взгляд, погибнуть с честью, чем крысой бежать с тонущего корабля, пренебрегая чистотой помыслов. Если другого не дано. Корабль — это, конечно, Россия. Булгаков, а классика всегда смотрит на мир из будущего, с высоты сегодняшнего дня, показывает нам, что национализм на Украине родился не сегодня и не вчера. И в 20-х годах прошлого века было, в сущности, то же самое: требование, чтобы все резко перешли с русского языка на украинский и т. п.

Символично, что герои «Дней Турбиных» с особыми ожиданиями встречают Новый год. В сложившейся тогда ситуации большевики выигрывали в глазах многих людей тем, что обещали стабильность. Всем надоели марионеточные фигуры, за которыми не стоит сила, — Петлюра, Скоропадский и иже с ними.Поэтому в нашей далёкой истории и случилось то, что случилось. На длинной дистанции побеждает сила, за которой пошёл народ. Даже если впоследствии выяснится, что народ пошёл не совсем туда. Из нескольких зол народ, как ему тогда казалось, выбрал наименьшее. Выбрал массово, поэтому мы имеем сейчас именно такую историю. Хочу сказать огромное спасибо театру Армена Джигарханяна, режиссёру Дмитрию Ефремову и всем актёрам, задействованным в спектакле. Они смогли подключить нас, зрителей, к вечным темам жизни и смерти, чести и достоинства, выбора пути в условиях неочевидности.

Автор:  Александр Карпенко

Другие события